Газовые двигатели
Газовый двигатель - двигатель внутреннего сгорания, работающий на газообразном топливе: природном и нефтяном (попутном) газах, а также сжиженном газе (пропано-бутановая смесь), доменных, генераторных и др. газах. Преимущества Г. д. перед жидкотопливными: значительно меньший износ основных деталей благодаря более совершенному смесеобразованию и сгоранию; отсутствие в выхлопных газах вредных примесей; возможность применения более высокой степени сжатия, чем в двигателях, работающих на бензине. Эффективный кпд современных стационарных Г. д. достигает 42%. Наиболее распространены Г. д., работающие по циклу дизеля (см. Газодизель). Г. д. мощностью до 12 тыс. квт (16 тыс. л. с.) используются в качестве энергетического источника в различных отраслях народного хозяйства, особенно в газовой и нефтяной промышленности в качестве привода газоперекачивающих установок.Г. д., работающие на сжиженном газе (газожидкостные двигатели), применяют в тех случаях, когда важно обеспечить безвредность и бездымность выхлопных газов, например при работе автомобилей, автопогрузчиков и тягачей в складских и подземных помещениях, для городских автобусов и т. п.
История создания газового двигателя
Изобретателем ДВС является выдающийся голландский математик, механик, физик и астроном Х. Гюйгенс (1629-1695). Двигатель, предложенный им в 1678 году должен был использовать в качестве топлива порох, однако этот двигатель построен не был. В 1860 году бельгийский инженер Э. Ленуар (1822-1900) построил первый промышленный двигатель внутреннего сгорания, работавший на светильном газе. В 1866 году германские инженеры - Э. Ланген (1833-1895) и Н. Отто (1832-1891) создали более эффективный газовый двигатель, и в 1876 году Н. Отто построил четырехтактный двигатель, явившийся прототипом так называемого ДВС с циклом Отто, который теперь является наиболее распространенным ДВС. В двигателях Отто использовались различные газы (светильный, генераторный, доменный, природный, попутный, нефтяные).
Быстроходный двигатель внутренного сгорания, построенный германским инженером Г. Даймлером (1834-1900) в 1885 году, запатентованный в 1887 году революционизировал мировую автомобильную промышленность. Изобретателями карбюратора, позволившего перевести изначально газовые двигатели Отто на жидкое топливо, принято считать Г. Даймлера и К. Бенца (1844-1929), работавших независимо. Выдающийся германский инженер Р. Дизель (1858-1913) построил в 1891 году ДВС с воспламенением смеси от сжатия. Столетняя история развития ДВС в совокупности с достижениями последних десятилетий в области новых материалов, электроники и вычислительной техники позволила создать высокоэффективные газовые двигатели, работающие по циклу Отто.
Современное развития газовых двигателей
В настоящее время технология применения газовых двигателей переживает в России свое второе рождение. Это связано с их применением в системах локальной генерации электроэнергии и тепла. Россия, имеющая колоссальные запасы природного газа, а также испытывающая потребность в электроснабжении удаленных районов имеет прекрасную возможность решения проблем электроснабжения с помощью газопоршневых электростанций станций (ГПЭС) малой мощности. Недостатком поршневых машин является только ограниченная мощность до 5 МВт для одной машины. Средний промышленный потребитель в России имеет установленную мощность в 1-2 МВт. При необходимости могут быть установлены несколько параллельно работающих агрегатов. Имеются примеры установки до 40 агрегатов в одной локальной системе.